Система интерактивного опроса на лекциях цикла внутренних болезней: уроки для преподавателей

Резюме

В статье описана методика проведения интерактивных лекций цикла "Внутренние болезни" для студентов старших курсов. Проведен анализ данных, описывающих успеваемость студентов, за осенний семестр 2014 г.

Ключевые слова:обучение, интерактивная лекция, система интерактивного опроса

Кардиология: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 59-64.

Последнее время технический прогресс демонстрационного оборудования значительно изменил привычный формат лекций. Сопровождение выступления лектора демонстрацией презентации на экране стало практически общепринятым и значительно расширило возможности иллюстрации сложных для восприятия идей. В образовательной практике все шире используются интерактивные доски, объединение географически удаленных слушателей через интернет (вебинары), активно используются возможности социальных сетей.

Одной из таких технических новинок являются системы интерактивного опроса (СИО). Обычно они представляют собой программное обеспечение для создания опроса и обработки результатов, интегрированное в привычный для каждого лектора инструмент - Microsoft Power Point, набор пультов участников опроса и приемника (ресивера), подключаемого к USB-порту компьютера, с которого изображение выводится на проектор (рис. 1).

В течение осеннего семестра 2014/2015 учебного года нами проведено 39 интерактивных лекций по кардиологии для студентов VII курса вечернего факультета (3 цикла, 5 групп, 114 студентов).

Для ознакомления студентов с методикой в начале каждого цикла проводились 2 подготовительных занятия возрастающей трудности по электрокардиографии, в которых на слайдах были представлены электрокардиограммы (ЭКГ) и вопросы к ним (см. рис. 2).

Студенты выбирали из нескольких предложенных вариантов тот ответ, который они считали правильным (тесты с однозначным выбором), нажимая на кнопку пульта с соответствующей цифрой. Предварительно в специально созданной группе популярной у студентов социальной сети Вконтакте (рис. 3) для подготовки публиковали список тем, по которым будут заданы вопросы.

Примечание: 0 баллов означает, что студента на лекции не было.

Персонификация результатов достигалась следующим образом: пульты были пронумерованы, в первый день цикла за каждым студентом закреплялся пульт с определенным номером, который выдавался ему перед каждой лекцией. Процесс распределения пультов по заранее приготовленному списку занимает около 10 мин и фактически заменяет перекличку. Препятствием для нарушений (голосование за отсутствующего товарища, потеря пульта) является передача пульта из рук в руки каждому студенту лекционным ассистентом индивидуально.

Далее цикл лекций по кардиологии, читаемых студентам в этом семестре, был переработан: в презентации, сопровождающие речь лектора, были включены слайды с вопросами по теме лекции, также в виде тестов с однозначным выбором. Список изучаемых на каждой лекции тем тоже публиковали в социальной сети.

Так же, как и в задачах, студенты выбирали ответ, который они считали правильным, нажимая на соответствующую кнопку на пульте. Лектор и слушатели легко отслеживают количество проголосовавших по небольшому счетчику в углу экрана.

Лекция продолжается только после того, как все присутствующие проголосуют. Это несколько увеличивает продолжительность лекции, но заставляет относиться к ней с большим вниманием, и через некоторое время, с приобретением опыта студентами, задержки становятся минимальными. За 1,5 ч лекции такие вопросы появлялись на экране 10-15 раз с приблизительно равными интервалами. После окончания голосования на экран выводится столбчатая диаграмма, отражающая количество студентов, проголосовавших за каждый вариант ответа (в правом нижнем углу на рис. 2), преподаватель комментирует результаты. В лекции обязательно присутствует материал, включающий обстоятельный ответ на заданный вопрос.

Кроме того, для оценки выживаемости знаний перед каждой лекцией, кроме первой, давалось подряд 10-12 слайдов по материалу предыдущей лекции, но с измененными и/или другими вопросами (контроль знаний, проверочный интерактив).

Было принято, что процент правильных ответов на занятиях по ЭКГ и на лекциях <70 соответствует оценке "неудовлетворительно", 70-79 - "удовлетворительно", 80-89 - "хорошо", 90-100 - "отлично". Результаты опроса также публиковали в социальной сети Вконтакте.

Использование системы произвело прекрасное впечатление. Уже после первых лекций стало понятно, что методика позволяет вовлечь всю аудиторию целиком. Обычно на вопросы, звучащие в ходе лекции, реагируют единицы, наиболее активные и заинтересованные, при применении СИО волей-неволей отвечать приходится всем.

Однако наибольший практический интерес вызывает возможность дальнейшего анализа работы студентов.

Программное обеспечение СИО автоматически проводит первичную обработку результатов тестирования и формирует отчеты. В результате преподаватель не только видит ситуацию с потоком в целом по столбчатым диаграммам во время лекции, но и может проследить в отчете активность и знания каждого студента на каждой лекции индивидуально.

Сравнение результатов интерактивного опроса, полученных в ходе лекций, с данными проверочного интерактивного опроса позволило оценить полноту восприятия лекционного материала и выживаемость знаний, полученных в результате лекции (см. таблицу).

Данные удобнее представлять в более наглядном формате столбчатой диаграммы (рис. 5).

Интересно, что "прирост" знаний при контрольном опросе был неодинаков на разных лекциях, что, по-видимому, было связано с разной сложностью материала. По некоторым темам, как видно из таблицы, значения "прироста" были отрицательными, что говорит о вполне ожидаемом отсутствии 100-процентной выживаемости знаний. При этом медиана частоты правильных ответов после лекций достоверно увеличивалась к моменту контроля, причем как у более, так и у менее успешно отвечавших на вопросы студентов (рис. 6).

Любопытен анализ этих данных при разделении студентов на бюджетников и обучающихся по договору. При сопоставимых средних баллах на исходных лекциях (69 и 70 соответственно) средние баллы за контрольные ответы были неодинаковы (81 и 73 соответственно). Несмотря на недостоверность межгрупповых различий, прослеживается четкая тенденция к более эффективному усвоению материала у студентов, обучающихся бесплатно, что удивляет.

С помощью этой методики нам удалось добиться практически 100-процентного посещения лекций студентами.

Из рис. 7 видно дисциплинирующее действие методики - имеется четкий тренд снижения процента пропусков за время цикла. Практически исчезли опоздания, что можно увидеть по уменьшающейся разнице между частотой пропусков контрольных вопросов по пройденному материалу перед лекцией и частотой пропусков самой лекции.

Персонификации ответов позволяет легко сделать результаты интерактивного опроса частью балльно-рейтинговой оценки студента. В нашем случае журнал с данными каждого студента за весь цикл предоставлялся преподавателям, принимающим зачет, для более детального опроса по пропущенным темам или темам, по которым были получены низкие баллы.

Представить прилежание конкретного студента более наглядно, сравнить его с однокашниками позволяет выстраивание всего списка по возрастанию среднего балла за цикл (рис. 8).

При сопоставлении среднего за цикл процента правильных ответов на интерактивных лекциях с оценкой, полученной на зачете, выявлена слабая, но статистически значимая корелляция (r=0,32, p<0,05). Причем величина коэффициента корелляции выше при сопоставлении оценки и результатов ответов на контрольные вопросы (r=0,28, p<0,05), чем на исходной лекции (r=0,2, н/д).

И это понятно, так как зачет принимают те же преподаватели, которые читали лекции.

Примененная и изученная нами методика преподавания с помощью СИО удобна, достаточно проста, но требует определенных затрат. К ее недостаткам можно отнести то, что она не исключает возможности подсказок, недобросовестного отношения студентов, что требует искусства преподавателя поддерживать дисциплину.

Мы собираемся и далее использовать и совершенствовать методику интерактивного образования.

Благодарим компанию Такеда за предоставленную нам систему интерактивного опроса.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Обрезан Андрей Григорьевич
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный врач группы клиник «СОГАЗ МЕДИЦИНА», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»