Тромбоэмболия легочной артерии: маршрутизация определяет прогноз?

РезюмеВ настоящее время многое делается для оптимизации помощи пациентам с тромбоэмболией легочной артерии (ТЭЛА). На основании приказа Минздрава России от 29.12.2012 № 1706 (ред. от 13.02.2013) в регионах разработаны схемы маршрутизации пациентов с определенной нозологией, которые представляют административно закрепленный порядок их следования с детальным разъяснением всех перемещений, связанных с оказанием медицинской помощи. Таким образом, маршрутизация в отношении конкретного больного - это процесс определения оптимального пути его следования с целью получения качественной медицинской помощи при минимальных временных и финансовых затратах. Статья посвящена организации оптимальной маршрутизации пациентов с предполагаемой ТЭЛА.

Ключевые слова:тромбоэмболия легочной артерии, уровни оказания медицинской помощи, маршрутизация

Кардиология: новости, мнения, обучение. 2017. № 4. С. 61-65.
DOI: 10.24411/2309-1908-2017-00040


Важность организации рационального порядка дви­жения пациента в процессе оказания ему меди­цинской помощи трудно переоценить. Очевидно, что оптимальный и научно обоснованный путь следо­вания лиц с определенной нозологией позволяет мак­симально сократить временные сроки и материальные затраты на установление правильного диагноза и назна­чение соответствующего лечения.

Происходящие преобразования системы здравоох­ранения России с перестройкой на 3-уровневый подход в оказании медицинской помощи привели к необходимо­сти пересмотра законодательной базы о взаимодействии лечебных учреждений, преемственности их действий в лечебно-диагностических мероприятиях. Введено по­нятие маршрутизации пациента, под которой подразу­мевается инструмент внедрения порядков оказания ме­дицинских услуг больным по профилям. На основании приказа Минздрава России от 29.12.2012 № 1706 (ред. от 13.02.2013) в регионах разработаны схемы маршру­тизации пациентов с определенной нозологией, которые представляют административно закрепленный порядок их следования с детальным разъяснением всех перемещений, связанных с оказанием медицинской помощи [1]. Разработанная в настоящее время схема маршрутизации лиц с инфарктом миокарда позволяет минимизировать сроки от момента появления первых симптомов заболе­вания до оказания специализированного высокотехно­логичного лечения [2, 3]. В то же время порядок оказа­ния медицинской помощи в рамках 3-уровневой системы пациентам с предполагаемой легочной эмболией пока не определен [4]. Однако у них, как и у лиц с инфарктом миокарда, своевременная верификация диагноза и на­значение адекватного лечения в большинстве случаев формируют прогноз и способны предотвратить леталь­ный исход.

По материалам госпитального Регистра ТЭЛА (2003­2015 гг.), включающего в настоящее время >1000 случаев, нами проанализирована информация о количестве вре­мени, понадобившемся на верификацию тромбоэмболии легочных артерий (ТЭЛА), условиях ее развития, адекват­ности проводимых диагностических и лечебных меропри­ятий в стационарах различного профиля. Оказалось, что наименьшие временные затраты на установление диагно­за ТЭЛА были у тех стационаров (кардиологических и терапевтических), где врачи имели неоднократный личный клинический опыт диагностики ТЭЛА. В этих стационарах с момента поступления пациента в приемный покой при наличии соответствующих симптомов ТЭЛА сразу рассма­тривалась в дифференциально-диагностическом ряду, а не включалась в него по остаточному принципу, когда другие причины ухудшения самочувствия были исключе­ны. Именно в этих стационарах ТЭЛА диагностировалась чаще, диагностические шаги по ее верификации в боль­шинстве случаев соответствовали действующим европей­ским и российским рекомендациям, а лечебные и про­филактические мероприятия назначались в соответствии с клинической ситуацией. При этом известно, что при своевременно назначенной антикоагулянтной терапии смертность по поводу легочной эмболии снижается более чем в 2-3 раза [5].

Исходя из вышеизложенного на основании данных госпитального Регистра ТЭЛА (2003-2015 гг.) г. Томска нами предлагаются следующие позиции:

1. Поскольку ТЭЛА является относительно редкой патологией, сужение контингента врачей, которые будут заниматься верификацией легочной эмболии, позволит выбранной категории медперсонала встречаться с ней чаще, а значит, углубить знания в данном направлении, сформировать практический опыт, систематически тре­нировать и поддерживать навыки по распознаванию, т.е. создаст условия для улучшения диагностики.

2. Поскольку ТЭЛА по сути является междисципли­нарной проблемой и в большинстве случаев развивается у пациентов, уже имеющих другую серьезную патологию, целесообразно разработать четкие критерии, согласно которым будет решаться вопрос о целесообразности го­спитализации лиц с тромбоэмболией на кардиологиче­скую койку или перевода в кардиологический стационар в случае развития легочной эмболии во время лечения в непрофильном (некардиологическом) стационаре.

Это, по нашему мнению, позволит ускорить поступление пациента в стационар, сократить время на установление диагноза, повысить адекватность лечебных мероприятий, а значит, улучшить прогноз, т.е. избежать в ряде случаев летального исхода в процессе госпитализации или в бли­жайшие дни после выписки пациента, рецидивирующего течения ТЭЛА, развития тяжелой легочной гипертензии и ее закрепления в хроническую форму.

Первую задачу можно решить путем четкого норматив­ного закрепления на административных территориях пути следования пациента с предполагаемой ТЭЛА, т.е. определе­нии конкретных учреждений, задействованных в лечебно-диагностическом процессе, и объеме оказания медицинской помощи на каждом этапе. Эта задача включает 2 пункта:

а) Основным контингентом из числа медицинского персонала, который должен участвовать в этом процес­се, вероятно, являются врачи и фельдшеры бригад скорой медицинской помощи (не только кардиологических, но и линейных) и врачи приемных отделений стационаров. Этот персонал должен быть специально обучен в рамках проблемы диагностики и медпомощи при ТЭЛА. Важно расширить и углубить их представления по этому вопросу, чтобы в своей практической деятельности они ори­ентировались не только на классическую клиническую картину легочной эмболии, но и на ее клинические маски с учетом коморбидности большинства пациентов.

б) На административных территориях необходимо определить 1-2 и более (в зависимости от численности населения) лечебных учреждения, предоставляющих в случае необходимости (т.е. при наличии соответству­ющего клинического случая) койки для госпитализации пациентов с ТЭЛА. Рационально использовать для этих целей стационары, систематически работающие в режи­ме скорой помощи. Их персонал должен быть обучен осо­бенностям ведения пациентов с ТЭЛА.

Для решения второй задачи нами разработана схема движения пациента с предполагаемой ТЭЛА в зависимо­сти от клинической ситуации (см. рисунок).

Ключевые шаги в предложенной схеме маршрутизации:

а) При подтверждении диагноза острой ТЭЛА специ­фическими лучевыми методами необходимо провести стратификацию риска прогноза у пациента с помощью расчета валидизированного клинического прогностиче­ского индекса. В Рекомендациях Европейского общества кардиологов от 2014 г. для этих целей предлагается ис­пользовать клинический прогностический индекс PESI (PuLmonary EmboLism Severity Index) или его упрощенную версию, sPESI (SimpLified PuLmonary EmboLism Severity Index), данные по ним представлены в таблице [6].

б) Решение о дальнейших действиях будет приниматься в зависимости от величины PESI и sPESI, которые рассчи­тываются у госпитализированных пациентов их лечащим врачом, а в остальных случаях силами бригады скорой меди­цинской помощи, доставляющей пациента в стационар.

Предлагаем госпитализировать в кардиологический стационар:

пациентов, принадлежащих к I (30-суточный риск смертности - 0-1,6%) или II классу (30-суточный риск смертности - 1,7-3,5%) по величине PESI, или 0 баллов [30-суточный риск смертности 1,0%; 95% доверительный интервал (ДИ) - 0,0-2,1] по упро­щенному PESI (sPESI), если эпизод острой ТЭЛА диа­гностирован на амбулаторном этапе и отсутствуют другие причины для лечения в стационаре. Соответ­ствующие значения PESI и sPESI свидетельствуют о низком риске ранних неблагоприятных исходов, однако в настоящее время отсутствует достаточная доказательная база в отношении безопасности лече­ния таких лиц вне стационара;

пациентов, принадлежащих к III и выше классу по ве­личине PESI или при sPESI >0: умеренный (3,2-7,1%), высокий (4,0-11,4%) и очень высокий (10,0-24,5%) риск смерти при отсутствии противопоказаний.

Предлагаем не госпитализировать в кардиологиче­ский стационар:

пациентов, принадлежащих к I или II классам PESI или при sPESI, равном 0, которые уже лечатся в не­кардиологическом стационаре, учитывая низкий риск связанных с ТЭЛА ранних неблагоприятных исходов: 30-суточный риск смертности - 0-3,5% (95% ДИ 0-2,1%). Таким пациентам показана антикоагулянтная терапия, но отсутствуют данные, пред­полагающие положительное влияние соблюдения постельного режима или пребывания в специализи­рованном стационаре на клинические исходы;

■ пациентов, принадлежащих к III и выше классу по величине PESI или при sPESI >0: умеренный (3,2­7,1%), высокий (4,0-11,4%) и очень высокий (10­24,5%) риск смерти при наличии других серьезных заболеваний некардиологического профиля, тре­бующих неотложного лечения, заболеваний, пред­ставляющих угрозу для окружающих, когда ввиду тяжести состояния пациента транспортировка мо­жет ухудшить прогноз (до стабилизации состояния). Такие клинические ситуации, по нашему мнению, следует считать противопоказаниями к госпитали­зации/переводу в специализированное кардиологи­ческое учреждение. Очевидно, более квалифициро­ванно и качественно медицинская помощь больным с ТЭЛА может быть оказана в кардиологическом стационаре с отделениями реанимации и блока ин­тенсивной терапии. Однако пациентов с острым ин­фекционным и/или высококонтагиозным заболева­нием, острой хирургической патологией, тяжелыми травмами и т.д., безусловно, следует лечить в учреж­дениях соответствующего профиля, независимо от наличия у них ТЭЛА. Оптимально в таких ситуациях было бы совместное ведение больных с кардиоло­гом или его регулярное консультирование.

ТЭЛА является ургентным клиническим событием, при котором, как и в других острых ситуациях, например, при инсульте, инфаркте миокарда, время определяет исход [7, 8]. Несомненно, сокращение временных затрат на установление диагноза легочной эмболии и адекватная тактика ведения пациента имеют определяющее значе­ние для эффективности лечения и могут кардинально улучшить прогноз. В связи с этим маршрутизация лиц с ТЭЛА должна быть предельно конкретной и рациональ­ной, а обоснованность путей их следования выверена и подтверждена практическим применением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 1706 (ред. от 13.02.2013) от 29.12.2012 "Об утверждении методиче­ских рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (дорожных карт) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохране­ния в субъекте Российской Федерации. М., 2013. 20 с.

2. Клинические рекомендации. Диагностика и лечение инфаркта миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы // Кардиол. вестн. 2014. № 4. С. 1-58.

3. Ibanez B., James St., Agewall St. et al. Guidelines for the management of acute myocardial infarction in patients presenting wth ST-segment elevation. The Task Force for the management of acute myocardial infarction in patients presenting with STsegment elevation of the European Society of Cardiology (ESC) // Eur. Heart J. 2017. Р. 1-66. doi:10.1093/eurheartj/ehx393.

4. Васильцева О.Я., Ворожцова И.Н., Селиванова И.Х., Горло­ва А.А., Карпов Р.С. К вопросу о маршрутизации пациентов с тромбоэмболией легочной артерии // Кардиоваск. тер. и профилакт. 2016. Т. 15, № 6. С. 72-77.

5. Guidelines on diagnosis and management of acute pulmonary embolism. European Society of cardiology // Eur. Heart J. 2000. Vol. 21. P. 1301-1336.

6. Konstantinides S.V., Torbicki A., Agnelli G. et al. Guidelines on the diagnosis and management of acute pulmonary embolism:The Task Force for the Diagnosis and Management of Acute Pulmonary Embolism of the European Society of Cardiology (ESC)Endorsed by the European Respiratory Society (ERS) // Eur. Heart J. 2014. VoL. 35, N 43. Р. 3033-3073. doi: 10.1093/eurheartj/ehu393.

7. Барбараш О.Л. Европейская программа "Stent for Life": предпо­сылки, история создания, основные цели и задачи // Комплекс­ные пробл. серд.-сосуд. заболеваний. 2013. № 1. С. 10-18. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-10-18.

8. Wijdicks E.F., Sheth K.N., Carter B.S. et aL. Recommendations for the Management of CerebraL and CerebeLLar Infarction With SweLLing. A Statement for HeaLthcare ProfessionaLs From the American Heart Association/American Stroke Association //Stroke. 2014. VoL. 45, N 4. P. 1222-1238. doi: 10.1161/01. str.0000441965.15164.d6.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Обрезан Андрей Григорьевич
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный врач группы клиник «СОГАЗ МЕДИЦИНА», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»