Стратегия образовательной деятельности Российского кардиологического общества: эффективная интеграция в систему непрерывного медицинского образования в условиях реформирования системы постдипломного обучения врачей

Кардиология: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 10-12.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В РОССИИ

В настоящее время в России впервые в новейшей истории происходит серьезное реформирование системы обучения врачей. С 1 января 2016 г. вступил в силу статья 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ о переходе на новую систему аккредитации специалистов. Главная особенность новой системы - внедрение унифицированной аккредитации на всей территории Российской Федерации. Аккредитация подразумевает подтверждение профессиональных навыков в рамках специального экзамена и участие в непрерывном медицинском образовании (НМО)/непрерывном профессиональном развитии (НПР). Врач должен учиться постоянно на протяжении рабочей деятельности, а не один раз в 5 лет, и подтверждать свою компетентность при прохождении аккредитации. Предполагается, что каждый врач должен иметь электронный личный кабинет на специальном сайте (например, www.sovetnmo.ru), этот личный кабинет будет связан с федеральным регистром медицинских работников. В личном кабинете он сможет выстраивать индивидуальный план обучения, там же будут перечень образовательных мероприятий, аккредитованных для целей НМО, и ссылки на электронные модули для дистанционного обучения. Окончательный формат НМО/НПЗ пока не определен, предполагается, что оптимальной моделью будет 50 ч образовательной деятельности в год (250 ч за 5 лет). Образовательные мероприятия будут проводиться профессиональными врачебными сообществами, вузами и др. Эти мероприятия должны соответствовать по своему формату целям НМО (актуальность содержания, интерактивность и контроль полученных знаний) и учитывать потребности слушателей формате (время, место и др.).

В 2014 г. был осуществлен пилотный проект в 9 регионах РФ, результаты которого показали целесо образность использования данной модели обучения врачей. Врачи участвовали в образовательных мероприятиях, проводимых профессиональными обществами (в том числе РКО), проходили дистанционное обучение с помощью электронных модулей и получали образовательные кредиты.

РКО: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РКО готово к изменениям в системе обучения врачей, так как мы принимали активное участие в пилотном проекте по отработке модели непрерывного медицинского образования. Ведущими экспертами наработаны образовательные технологии, в том числе в электронном формате, а самое главное, РКО - объединение ведущих экспертов страны в области кардиологии. Благодаря скоординированным усилиям в области образовательной деятельности в 2015 г. наше общество заняло второе место по рейтингу участия в НМО среди всех профессиональных врачебных сообществ России.

Образовательная деятельность РКО. В обобщенном виде ее можно разделить на 4 основных направления:

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РКО проводит ряд крупных всероссийских (конгрес сы, конференции) и региональных (школы) образовательных мероприятий. К основным мероприятиям относятся Национальный конгресс кардиологов и Российские дни сердца. Практически все они аккредитованы для целей НМО, и участники получают свидетельства об НМО с образовательными кредитами при соблюдении ряда условий (регистрация в первый день мероприятия, участие на протяжении всего мероприятия, положительные результаты контроля знаний). Затем каждый участник, получивший свидетельство о прохождении НМО, может в своем личном кабинете ввести индивидуальный код, указанный на свидетельстве, и ему будут начислены образовательные кредиты. Все мероприятия, аккредитованные для целей НМО, указаны в разделе "Мероприятия" сайта РКР (http://www.scardio.ru/events/) и в разделе "Школы РКО" (http://scardio.ru/proekty/obrazovatelnyy_ proekt/shkoly_rko).

В 2015 г. РКО организовало, провело и/или аккредитовало для целей НМО свыше 100 образовательных мероприятий (конгрессов, конференций, школ) в 35 городах России, на которых образовательные кредиты получили более 10 тыс. врачей. За 2015 г. отработана схема взаимодействия с Координационным советом Минздрава России в отношении аккредитации образовательных мероприятий РКО. Налажено взаимодействие с Всероссийской образовательной интернет-программой для врачей (совместные вебинары), Обществом специалистов по сердечной недостаточности (совместные школы). В 2016 г. начнутся совместные образовательные мероприятия с Российским обществом кардиосоматической профилактики и реабилитации. Успешным оказался опыт проведения вебинаров в рамках сотрудничества РКО со Всероссийской образовательной интернет-программой для врачей (www.internist.ru) в рамках цикла РКО-онлайн. Зафиксировано более 3 тыс. подключений к передачам циклов, зарегистрированные участники получали за свое участие образовательные кредиты. Образовательная деятельность будет продолжена в 2016 г., так как онлайн-обучение очень удобно для врачей из отдаленных регионов, для которых возможность поездок на конгрессы ограничена.

Они получают возможность не только послушать вебинар в исполнении ведущих экспертов, но и задать свои вопросы в рамках живого диалога с лектором.

Разработка и размещение электронных модулей для дистанционного обучения. Электронные модули - это современный и очень удобный способ обучения, особенно в рамках НМО. Модули по актуальным вопросам кардиологии разрабатываются ведущими экспертами по соответствующей проблеме и проходят обязательное рецензирование в Экспертном совете РКО. В 2015 г. экспертами РКО разработано 42 модуля дистанционного обучения, 27 из них уже размещены в открытом доступе в электронной медицинской библиотеке "Консультант врача" (http://www.rosmedlib.ru/pages/modules.html). Изучение электронных модулей является частью НМО, за успешное прохождение модулей начисляются образовательные кредиты (модули рассчитаны на 1-2 ч обучения, содержат клинические задачи, при успешном решении которых врач получает 1-2 кредита). В 2016 г. эксперты РКО продолжат работу над модулями дистанционного обучения, для того чтобы этой формой обучения были охвачены все основные вопросы кардиологии, по мере выхода новых рекомендаций модули будут актуализироваться. С 2016 г. сокращенные варианты модулей будут также публиковаться в журнале "Кардиология: новости, мнения, обучение".

Сотрудничество в области образования с международными профессиональными организациями. Главный международный партнер РКО в области образования - Европейское общество кардиологов (ESC), частью которого является наша организация. Сотрудничество в области образования включает информирование врачей об образовательных возможностях ESC и расширение возможностей российских врачей по использованию Европейских образовательных ресурсов (перевод на русский язык).

Основным достижением 2015 г. можно считать результаты пилотного проекта по переводу на русский язык субтитров к вебинару ESC, посвященному рекомендациям ESC.

После перевода субтитров вебинар был размещен на сайте ESC, а на сайте РКО - размещен баннер, привлекающий внимание к вебинарам с субтитрами на русском языке (http://scardio.ru/news/novosti_obschestva/cov mest nyy_proekt_rossiyskogo_i_evropeyskogo_kardiologicheskihobschestv_ po_sozdaniyu_vebinarov_esc_s_ subtitrami_na_russkom_yazyke/). Информация об этом появилась также в форме новости на главной странице сайте, в образовательном разделе сайта, а также в одном из писем президента РКО. В результате этих усилий Россия вышла в лидеры по просмотру записей вебинаров ESC, обойдя даже Великобританию, для которой английский - родной язык. Это свидетельствует о том, что российские кардиологи и врачи других специальностей свободно пользуются современными образовательными технологиями и готовы к электронному обучению, которое становится частью НМО в России.

Перевод на русский язык образовательных материалов ESC безусловно, полезен и целесообразен, так как ими могут пользоваться не только врачи РФ, но и медицинские специалисты других русскоговорящих стран. Совместная работа ESC и РКО в области перевода на русский язык образовательных материалов продолжится в 2016 г.

В ближайшее время начнутся работы по переводу основного образовательного ресурса Европейского общества кардиологов ESClearningplatform. Это очень значимый образовательный ресурс, и те, кто владеет английским языком, уже сейчас могут пользоваться модулями, разработанными ведущими европейскими экспертами (http://learn.escardio.org/Default.aspx).

Значимым направлением образовательной детальности РКО совместно с ESC является перевод Европейских клинических рекомендаций на русский язык, причем все переводы как полнотекстовых, так и карманных рекомендаций размещены с открытом доступе на сайте РКО (http://scardio.ru/rekomendacii/rekomendacii_esc/). С 2016 г. в журнале "Кардиология: новости, мнения, обучение" будут публиковаться "Summarycards" рекомендаций.

Сотрудничество с вузами. Одним из важнейших стратегических направлений деятельности РКО является налаживание взаимодействия с вузами по широкому спектру вопросов. В настоящее время РКО находится в процессе заключения меморандумов о сотрудничестве по следующим направлениям:

  • развитие постдипломного образования врачей по модели НМО в Российской Федерации;
  • реализация совместных научных исследований в области медицины и их продвижение на международный уровень;
  • экспертная поддержка разработки научных исследований в вузе;
  • карьерное развитие для молодых ученых.

В рамках сотрудничества с вузами в области образования планируется организовывать и проводить совместные мероприятия в рамках НМО, разрабатывать совместные программы постдипломного обучения и др.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В 2016 г. планируется разработать ряд важных документов в области образования, которые позволят эффективно реализовывать образовательную деятельность в новых условиях. К этим документам относятся профессиональный стандарт по кардиологии, типовые программы обучения и др.

Продолжится работа по всем перечисленным направлениям, для того чтобы в отечественной кардиологии была создана эффективная и удобная система постдипломного образования.

Дополнительную информацию можно получить в образовательном разделе сайта РКО (http://scardio.ru/proekty/obrazovatelnyy_proekt/).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Обрезан Андрей Григорьевич
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный врач группы клиник «СОГАЗ МЕДИЦИНА», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»