Этиология атеросклероза: пищевой холестерин (мнение о проблеме)

РезюмеВ данной работе кратко представлены основные вехи истории изучения этиопатогенеза атеросклероза российскими учеными и данные, собранные зарубежными коллегами. Перечислены факты, свидетельствующие в пользу того, что фактором риска развития атеросклероза является пищевой холестерин. Однако необходимо проведение клинического исследования, которое подтвердит эту теорию и сможет стать базой для создания малобюджетной, доступной и масштабируемой программы реабилитации и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Ключевые слова:атеросклероз, пищевой холестерин, этиология

Кардиология: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 6. № 2. С. 91-93.
doi: 10.24411/2309-1908-2018-12012

Прошло более 100 лет со времени опубликования Н.Н. Аничковым результатов своих опытов по соз­данию экспериментальной модели атеросклероза, но вопрос о его этиологии остается открытым. Сейчас медицинская наука рассматривает атеросклероз как по­лиэтиологическое заболевание. В литературе можно найти сведения о различных факторах, которые, по мне­нию авторов, способствуют развитию атеросклероза: от хронических ревматических болезней [1] до загрязнения воздуха мелкодисперсными частицами [2]. Слабым зве­ном таких исследований являются теоретическое обосно­вание и объяснение причинно-следственных связей.

Российские ученые заложили основы этиологическо­го подхода к атеросклерозу. М.В. Ломоносов, экспери­ментально подтвердил закон сохранения массы: "Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно". Холе­стерин (ХС) в атеросклеротической бляшке может быть алиментарного и эндогенного происхождения. Данных за то, что эндогенный ХС без наличия генетических де­фектов путей его утилизации (наследственной гиперхолестеринемии) может приводить к атероматозу, найти не удалось. Исходя из того, что у кроликов на обычном питании ХС в крови циркулирует, но к атеросклерозу не приводит, можно предположить, что эндогенный ХС не­патогенен. Накопление ХС в бляшках свидетельствует о превышении его поступления над расходом. Возмож­ности метаболизма и выведения ХС организмом огра­ничены. Как жирорастворимое вещество он не экскретируется через почки, выделение с фекалиями также лимитировано. Окисление липопротеидов может быть попыткой организма утилизировать излишки ХС по до­полнительному пути метаболизма.

Н.Н. Аничков и С.С. Халатов получили развитие ате­росклероза у кроликов путем введения им через же­лудочный зонд раствора ХС в подсолнечном масле. На большом экспериментальном материале было показа­но, что развитие атеросклероза всегда происходит оди­наково и что первичным ведущим моментом является от­ложение в стенках артерий липидов с большой долей ХС. Н.Н. Аничков пришел к заключению, что атеросклероз -это процесс не дегенеративно-гиперпластический, как считали до него, а инфильтративно-гиперпластический.

Опытным путем было доказано, что ни подсолнечное масло, ни другой жир сам по себе атеросклероза не вы­зывает, он только усиливает всасывание ХС в кишечнике и способствует гиперхолестеринемии. Насыщенные жиры в этом отношении более неблагоприятны. Сам по себе ХС в желудочно-кишечном тракте всасывается очень пло­хо. Таким образом, ХС и насыщенные жиры составляют "смертельный тандем" с ведущей ролью ХС. В рыбе ХС сочетается с рыбьим жиром, состоящим из ненасыщенных триглицеридов. Этим можно объяснить замедленное раз­витие атеросклероза у японцев, которые вплотную при­близились к физиологическому порогу продолжительно­сти жизни. Трудно назвать пищевые продукты животного происхождения, которые содержат насыщенные жиры, но не содержат ХС. Поэтому выполнение рекомендаций по ограничению потребления насыщенных жиров авто­матически снижает потребления пищевого ХС.

Откладывается именно ХС. Без него невозможно об­разование атеросклеротических бляшек. "Если нет ХС, то нет атеросклероза", и в этом Н.Н. Аничков был абсолютно прав, но, к сожалению, он связывал накопление ХС с пер­вичным нарушением обменных процессов в организме, а не с превышением физиологических возможностей са­мого организма этот ХС метаболизировать или экскретировать. Н.Н. Аничков писал: "Я должен указать на край­нюю невероятность предположения, что одного лишь повышения количества ХС в организме и специально в крови, как это наблюдается у человека, уже достаточно, чтобы вызвать развитие атеросклероза". Этот вывод вы­зывает удивление, так как он не согласуется ни с дизай­ном, ни с результатами исследования самого Аничкова. Использовались обычные кролики, атеросклероз вызы­вался алиментарным ХС без каких-либо дополнительных воздействий.

Н.Н. Аничков для объяснения образования бляшек в типичных локусах (места отхождения или ветвления артерий) в качестве этиологического кофактора ввел по­вышенное механическое давление крови в этих местах на стенки артерий. Однако по законам гидродинамики жид­кость оказывает одинаковое давление во всех направле­ниях, а при увеличении проходного сечения сосудистого русла, которое последовательно происходит при каждом ветвлении артерий, давление закономерно снижается. Более логично предположить, что липидные пятна изна­чально служат физиологическим депо ХС для образова­ния веществ, регулирующих регионарный кровоток и ме­таболизм. Только чрезмерное, регулярное поступление ХС приводит к его патологическому накоплению.

Были сомнения в том, что экспериментальный ате­росклероз у кроликов можно переносить на людей, так как дозы пищевого ХС и вызванная у животных гиперхолестеринемия были в разы выше, чем у пациентов с ате­росклерозом. Н.Н. Аничкову и его сотрудникам удалось доказать, что низкими дозами пищевого ХС можно до­биться развития очень выраженного атеросклероза и без гиперлипидемии, если увеличить время эксперимента до 2 лет. Атеросклероз у кроликов и у людей - это идентич­ные явления, что подтверждается следующими фактами: 1) существует полная аналогия "во всех мельчайших подробностях как макроскопической, так и микроскопи­ческой картины обоих процессов"; 2) и у кроликов, и у людей можно наблюдать стадии прогрессирования и ре­грессирования атеросклеротических бляшек; 3) типичная локализация бляшек у кроликов и у человека совпадает; 4) атеросклероз развивается только при поступлении пи­щевого ХС.

В международных и отечественных рекомендациях потребление ХС ограничивается 200 мг/сут для людей, имеющих атеросклероз. В месяц - 6 г чистого ХС. Такое количество не вмещается в медицинский шприц объемом 5 мл. Если бы весь пищевой ХС откладывался в сосудах, люди бы не доживали до зрелого возраста.

Надо отметить, что верхний уровень общего ХС в кро­ви, принятый как нормальный, не критичечно отличается от уровня, определяемого у веганов (4,33 ммоль/л) [3]. Можно предположить, если липидограмма пациента укладывается в принятые в качестве нормы значения, это не гарантия благополучия, но наличие гиперхолестеринемии резко повышает риск отложения ХС. У кроликов при естественном питании есть свой физиологический уровень общего ХС, при котором атеросклероз никогда не развивается. Безопасный уровень ХС индивидуален для каждого. Отказ от продуктов, содержащих ХС, без­опасен, в то время как их потребление несет известные риски.

По современным представлениям пищевой ХС не счи­тается фактором риска сердечно-сосудистых заболева­ний. Таким фактором является гиперхолестеринемия, но без четкой связи с потреблением пищевого ХС. Видимо, мы продолжаем придерживаться мнения, что причина атеросклероза - метаболические нарушения в самом организме. Ни Н.Н. Аничков, ни его ученики не выска­зывали предположений, что атеросклероз может быть состоянием дезадаптации нормально функционирующей метаболической системы; что атеросклероз обусловлен не первичным нарушением обмена веществ, а непомер­ной алиментарной холестериновой нагрузкой. Не была проверена гипотеза, когда доброкачественная пища мо­жет быть патогенной. Не высказано мыслей об ограниче­нии потребления ХС при атеросклерозе.

Идея снижения потребления пищевого ХС не является чужеродной или противоречащей традиционному рус­скому укладу. Если отвлечься от религиозной стороны вопроса, то православные посты - это не что иное, как система добровольного отказа от употребления пищи, содержащей ХС. Количество постных дней в году при сложении длительности многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) с однодневными (среда, пятница) в среднем составляет 196.

Связь атеросклероза с пищевым ХС современной ме­дицинской наукой изучена недостаточно. Так, S. Berger сделала обзор и метаанализ англоязычной литературы по этому вопросу [4]. На основании изученного мате­риала были представлены следующие выводы: 1) все исследования очень разнообразны по дизайну и имеют методологические недостатки, которые не позволяют прийти к однозначным выводам о пищевом ХС как о фак­торе риска сердечно-сосудистых заболеваний; 2) хорошо спланированные и организованные исследования мо­гут помочь определить степень влияния пищевого ХС на сердечно-сосудистые заболевания. Нет причин подозре­вать американских коллег в некомпетентности или пред­взятости. До настоящего времени вопрос не исследован настолько, чтобы прийти к однозначному заключению. Похожая ситуация с исследованиями по веганству: све­дения скудны и отрывочны. Однако, если принять во вни­мание, что эпидемия атеросклероза захлестнула развитые страны и мало затронула бедные, в которых потребление пищевого ХС невысокое по естественным причинам, али­ментарный фактор прослеживается отчетливо.

Факты, подтверждающие, что пищевой ХС является причиной развития атеросклероза: 1) атеросклероз -болезнь развитых стран, где доступность и потребление животных продуктов значительно выше, чем в бедных; 2) эпидемия атеросклероза совпала с изменениями струк­туры питания в развитых странах; 3) у веганов гиперхолестеринемия не наблюдается; 4) у мигрантов из стран с низким уровнем сердечно-сосудистых заболеваний при переезде в развитые страны частота этой патологии срав­нивается с таковой в местной популяции.

Исходя из сказанного предлагаются следующие выво­ды: 1) причиной атеросклероза у людей без явной генети­ческой патологии служит избыток пищевого ХС. Это условие обязательное и достаточное; 2) атеросклероз является патологическим продолжением физиологического депо­нирования ХС в стенках артерий; 3) атеросклероз - обра­тимое состояние, на которое можно эффективно влиять, снижая потребление ХС с пищей; 4) жиры без пищевого ХС атеросклероз не вызывают; 5) минимизацию потребления пищи, содержащей ХС, следует считать обязательным, адек­ватным и безопасным методом лечения и профилактики атеросклеротической патологии. Необходимо провести клиническое исследование, подтверждающее или опро­вергающее гипотезу о роли пищевого ХС как этиологиче­ского фактора атеросклероза. Исследование может стать базой для создания программы реабилитации и профилак­тики сердечно-сосудистых заболеваний. Такая программа будет малобюджетной, доступной и масштабируемой.

Представленные выше положения могут показаться спорными, поэтому необходима широкая дискуссия. Учиты­вая важность и насущность проблемы, хотелось бы пригла­сить к обсуждению всех заинтересованных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. TocciG., Goletti D., et al. Cardiovascular outcomes and tumour necrosis factor antagonists in chronic inflammatory rheumatic disease: a focus on rheumatoid arthritis. Expert Opin Drug Saf. 2016; 15 (sup.1): 55-61. doi: 10.1080/14740338.2016.1218469.

2. BaiY., Sun Q. Fine particulate matter air pollution and atherosclerosis: Mechanistic insights. Biochim Biophys Acta. 2016; 1860 (12): 2863-8. doi 10.1016/j.bbagen.2016.04.030.

3. Waldmann A., Koschizke J., et al. German vegan study: diet, lifestyle factors, and cardiovascular risk profile. Ann Nutr Metab 2005; 49: 366-72. doi: 10.1038/sj.ejcn.1601629.

4. Berger S., Raman G., et al. Dietary cholesterol and cardiovascular disease: a systematic review and meta-analysis. Am J Clin Nutr 2015; 102: 276-94. doi: 10.3945/ajcn.114.100305.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Обрезан Андрей Григорьевич
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный врач группы клиник «СОГАЗ МЕДИЦИНА», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»