Применение продленной вено-венозной гемофильтрации у ребенка с острым повреждением почек в послеоперационном периоде кардиохирургической коррекции врожденного порока сердца

РезюмеОстрое повреждение почек является серьезной проблемой в педиатрической интенсивной терапии. С этим состоянием связаны повышение длительности госпитализации и летальности. Особую важность приобретает терапия острого повреждения почек у детей с врожденными пороками сердца после кардиохирургических операций. Представлен клинический случай успешного применения продленной вено-венозной гемофильтрации у ребенка с острым повреждением почек после хирургической коррекции врожденного порока сердца.

Ключевые слова:интенсивная терапия, острое повреждение почек, продленная заместительная почечная терапия, кардиохирургия

Кардиология: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 6. № 2. С. 87-90.
doi: 10.24411/2309-1908-2018-12011

Применение искусственного кровообращения по­зволило остановить сердечную деятельность, по­лучить доступ ко всем структурам сердца и выпол­нять вмешательство на "сухом" сердце. В то же время комплекс физиологических нарушений, ассоциирован­ных с искусственным кровообращением, может приво­дить к дисфункции внутренних органов [1, 2].

Острое повреждение почек (ОПП) - частое и весьма серьезное осложнение в педиатрической кардиохирур­гии. По данным литературы, после кардиохирургических операций у детей частота ОПП достигает 42%, с потреб­ностью в диализе у 1-17% пациентов и летальностью от 20 до 100% [3]. При этом дети, особенно новорожденные, в большей степени предрасположены к развитию ОПП за счет незрелости нефронов, трудностей кардиохирургической коррекции и зачастую длительного искусственного кровообращения. Раннее начало заместительной почеч­ной терапии (ЗПТ) наиболее предпочтительно для данной категории больных [4].

В структуре летальности пациентов с развившимся ОПП после кардиохирургических вмешательств суще­ственную роль играет формирование полиорганной не­достаточности. Раннее начало ЗПТ помогает удалить из­быток осмотически свободной жидкости и медиаторы воспалительных реакций [5].

Наличие жидкостной перегрузки может ухудшать органную дисфункцию. Гипергидратация является важ­ной причиной формирования интерстициального отека и компрессии почечных канальцев, а также нарастания сердечной недостаточности, что формирует порочный круг продолжающегося повреждения почки [6-8].

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Ребенок А. (мальчик) от 3-й беременности, 2-х сроч­ных родов. Масса тела при рождении 3280 г, рост 53 см. Врожденный порок сердца (ВПС) диагностирован пренатально. Сразу после рождения ребенок поступил в отделе­ние детской реанимации, где ему был выставлен диагноз "ВПС. Аномалия Эбштейна, крайняя форма. Функциональ­ная атрезия легочной артерии. Дуктус-зависимая легоч­ная циркуляция". После предоперационного обследова­ния определены показания к этапной одножелудочковой паллиативной хирургической коррекции ВПС. В периоде новорожденности пациенту выполнена операция Starnes (закрытие трикуспидального клапана заплатой из аутоперикарда, атриосептэктомия, наложение аортолегочного шунта GoreTex № 3,5). В возрасте 6 мес выполнен 2-й этап гемодинамической коррекции ВПС - наложение верхнего двунаправленного кавопульмонального анастомоза.

В возрасте 3 лет пациент вновь поступил в отделение для выполнения завершающего этапа гемодинамической коррекции ВПС - операции Фонтена.

На момент поступления состояние удовлетворительное. Масса тела - 18,5 кг, рост - 112 см. Сатурация в покое 79%. Тоны сердца ритмичные, ЧСС - 111 в минуту, АД на верхних конечностях - 90 и 60 мм рт.ст. Печень не увеличена.

После предоперационной подготовки пациенту вы­полнена операция нефенестрированного Фонтена с ис­пользованием экстракардиального кондуита (легочный модифицированный клапансодержащий гомографт № 18). В послеоперационном периоде отмечалась выра­женная дисфункция анастомоза Фонтена, в экстренном порядке выполнено зондирование сердца, кавография выявила резкое снижение скорости кровотока по кондуи­ту, окклюзию правой верхнедолевой ветви легочной артерии (ЛА) и стеноз 90% в проксимальном отделе правой нижнедолевой ЛА, легочный рисунок обеднен. В экстрен­ном порядке выполнена повторная операция - реимплантация фенестрированного Фонтена с использованием экстракардиального кондуита GoreTex № 18.

В послеоперационном периоде общее состояние крайне тяжелое за счет нестабильности гемодинамики, потребности в высоких дозах кардиотонических пре­паратов, проявлений синдрома полиорганной недоста­точности. Тяжелая дыхательная недостаточность тре­бовала проведения искусственной вентиляции легких с жесткими параметрами с FiO2 100%, ингаляции ок­сида азота. Отмечались анурия, выраженная гиперги­дратация, коэффициент жидкостной перегрузки 27,7%. Темп диуреза по мочевому катетеру - 0,25 мл/кг в час, диагностировано ОПП III стадии по критериям KDIGO. Ребенок получал комплексное лечение без существен­ной положительной динамики. Было принято решение о проведении ЗПТ.

На 3-и послеоперационные сутки начата процедура продленной ЗПТ в виде продленной вено-венозной гемофильтрации на аппарате multiFiltrate (Fresenius, Гер­мания) через двухпросветный бедренный катетер 9 Fr. Метод замещения - предилюция, гемофильтр AV400S. Общий объем замещения составил 15,26 л (скорость субституата - 650 мл/ч). Скорость кровотока -70 мл/мин. Антикоагуляция - постоянная инфузия нефракционированного гепарина. Общий объем гепаринизации составил 9300 ЕД (скорость гепаринизации в среднем - 30 ЕД/кг в час). Общий объем ультрафильтрации - 2,81 л. Парал­лельно процедуре выполнена трансфузия совместимой свежезамороженной плазмы в объеме 600 мл, а также 10% раствора альбумина в объеме 100 мл. На момент на­чала процедуры отмечалась нестабильность гемодинамики в виде колебаний уровня инвазивного артериального дав­ления с последующей стабилизацией состояния пациента.

Изменения в биохимическом анализе крови представ­лены повышением в послеоперационном периоде уровня трансаминаз, креатинина, мочевины и миоглобина. Рас­чет скорости клубочковой фильтрации производился по модифицированной формуле Шварца, наиболее удобной для применения в педиатрической практике. На момент начала процедуры скорость клубочковой фильтрации со­ставляла 18,7 мл/мин/1,73м2. В дальнейшем отмечается положительная динамика всех показателей с нормализа­цией в течение 5 сут (см. таблицу).

В ответ на заполнение экстракорпорального конту­ра отмечалась тахикардия с последующей стабилизаци­ей частоты сердечных сокращений на всем протяжении процедуры. Уровень инвазивного АД также характеризо­вался умеренной гипотензией в начале процедуры, с по­следующей нормализацией до момента отключения без значительных колебаний (см. рисунок).

Процедура продолжалась в течение 24 ч, после за­вершения отмечена положительная динамика: снизилась потребность в кардиотонической поддержке, прекра­щена ингаляция оксида азота, уменьшились признаки жидкостной перегрузки, улучшился неврологический ста­тус - появились реакция зрачков на свет и произвольная двигательная активность. В динамике восстановилось от­деление мочи с темпом диуреза 1,9 мл/кг в час. Пациент экстубирован на 6-е послеоперационные сутки. Длитель­ность пребывания в стационаре составила 41 сут. Ребе­нок был выписан домой в удовлетворительном состоянии под наблюдение детского кардиолога и нефролога.

ОБСУЖДЕНИЕ

По данным литературы, после кардиохирургических операций у детей частота ОПП достигает 42%, с потреб­ностью в диализе у 1-17% пациентов и летальностью от 20 до 100% [3]. Даже начальные стадии ОПП ассоцииро­ваны с неблагоприятными клиническими исходами, вклю­чая увеличение длительности искусственной вентиляции легких, продолжительности пребывания в отделении реа­нимации и увеличении летальности. В настоящее время существующая терапевтическая тактика сфокусирована на управлении перегрузкой жидкости, связанной с ОПП, путем проведения ЗПТ, которая осуществляется одним из следующих методов: интермиттирующая ЗПТ, продленная ЗПТ или перитонеальный диализ. В настоящее время не существует полного согласия в выборе метода у неста­бильных пациентов, а также при таких состояниях, как гипергликемия, электролитный дисбаланс и синдром ка­пиллярной утечки. Однако перитонеальный диализ имеет существенное ограничение клиренса и постепенное ста­новление ультрафильтрации.

По данным исследования PICARD [9], у пациентов, которым проводилась интермиттирующая ЗПТ, наблюда­лось избыточное накопление жидкости между сеансами диализа, в то время как при применении продленной ЗПТ удавалось лучше контролировать жидкостный баланс. К тому же пациенты, находящиеся в критическом состоя­нии, более стабильны при проведении продленной ЗПТ. В недавно опубликованном метаанализе продемонстри­ровано, что применение интермиттирующей ЗПТ в каче­стве начальной терапии было связано с большей частотой перехода ОПП в хроническую болезнь почек [10, 11].

Внедрение в клиническую практику продленной ЗПТ стало возможным благодаря появлению мобильных аппа­ратов, не требующих системы водоочистки. За последнее десятилетие аппаратура для продленной ЗПТ значительно прогрессировала в плане обеспечения безопасности па­циента, переносимости процедуры для системной гемо­динамики. Продленные методы ЗПТ, являясь по сути низ­копоточным гемодиализом/гемофильтрацией, помогают гораздо быстрее справиться с жидкостной перегрузкой и удалением сольвентов. В свою очередь применение продленных методов ЗПТ сопряжено с потребностью в надежном сосудистом доступе (не менее 6-7 Fr), что бывает весьма затруднительно обеспечить у новорож­денных и детей раннего возраста [12]. При проведении ЗПТ у данной категории пациентов существуют проблемы с кровоточивостью, поддержанием температурного ба­ланса, потерей объема циркулирующей крови при запол­нении контура аппарата [13].

В нашей работе мы продемонстрировали случай успеш­ного применения продленной ЗПТ у пациента, у которого ОПП развилось после кардиохирургической операции по поводу ВПС. Применение продленной ЗПТ позволило своевременно устранить жидкостную перегрузку и под­держать гомеостаз до восстановления выделительной функции почек. В представленном клиническом случае отмечались удовлетворительная переносимость проце­дуры, несмотря на крайнюю тяжесть состояния пациента, быстрая нормализация биохимических констант и восста­новление диуреза. Неблагоприятных эффектов, связанных непосредственно с процедурой, нами не отмечено.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Shiao C.C., Huang Y.T., Lai T.S., Huang T.M., et al. Perioperative body weight change is associated with in-hospital mortality in cardiac surgical patients with postoperative acute kidney injury. PLoS One. 2017; 12: 1-18.

2. Gist K.M., Kwiatkowski D.M., Cooper D.S. Acute kidney injury in congenital heart disease. Curr Opin Cardiol. 2018; 33: 101-7.

3. Selby N.M., Lennon R. Be on alert for pediatric AKI. Kidney Int. 2017; 92: 286-8.

4. Park S.K., Hur M., Kim E., Kim W.H., et al. Risk factors for acute kidney injury after congenital cardiac surgery in infants and children: a retrospective observational study. PLoS One. 2016; 11: 1-16.

5. Basu R.K., Kaddourah A., Terrell T., Mottes T., et al.; Prospective Pediatric AKI Research Group (ppAKI). Assessment of Worldwide Acute Kidney Injury, Renal Angina and Epidemiology in critically ill children (AWARE): study protocol for a prospective observational study. BMC Nephrol. 2015; 16: 24.

6. Mah K.E., Hao S., Sutherland S.M., Kwiatkowski D.M., et al. Fluid overload independent of acute kidney injury predicts poor outcomes in neonates following congenital heart surgery. Pediatr Nephrol. 2018; 33: 511-20.

7. Hirano D., Ito A., Yamada A., Kakegawa D., et al. Independent risk factors and 2-year outcomes of acute kidney injury after surgery for congenital heart disease. Am J Nephrol. 2017; 46: 204-9.

8. Wilder N.S., Yu S., Donohue J.E., Goldberg C.S., et al. Fluid overload is associated with late poor outcomes in neonates following cardiac surgery. Pediatr Crit Care Med. 2016; 17: 420-7.

9. Bouchard J., Soroko S.B., Chertow G.M., Himmelfarb J., et al.; Program to Improve Care in Acute Renal Disease (PICARD) Study Group. Fluid accumulation, survival and recovery of kidney function in critically ill patients with acute kidney injury. Kidney Int. 2009; 76: 422-7.

10. Mohrer D., Langhan M. Acute kidney injury in pediatric patients: diagnosis and management in the emergency department. Pediatr Emerg Med Pract. 2017; 14: 1-24.

11. Sutherland S.M., Byrnes J.J., Kothari M., Longhurst C.A., et al. AKI in hospitalized children: comparing the pRIFLE, AKIN, and KDIGO definitions. Clin J Am Soc Nephrol. 2015; 10: 554-61.

12. Slater M.B., Gruneir A., Rochon P.A., Howard A.W., et al. Risk Factors of acute kidney injury in critically ill children. Pediatr Crit Care Med. 2016; 17: 391-8.

13. Kari J.A., Alhasan K.A., Shalaby M.A., Khathlan N., et al. Outcome of pediatric acute kidney injury: a multicenter prospective cohort study. Pediatr Nephrol. 2018; 33: 335-40.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Обрезан Андрей Григорьевич
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, главный врач группы клиник «СОГАЗ МЕДИЦИНА», Санкт-Петербург, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»